Новгородская школа древнерусского искусства

Новгородская школа древнерусского искусства

НОВГОРО́ДСКАЯ ШКО́ЛА ДРЕВНЕРУ́ССКОГО ИСКУ́ССТВА — время сложения и расцвета — 12—15 вв. Суровая мощь, лаконичность форм, простота и скупость декора, присущие Н. Ш., сложились уже в период Киев. Руси. Храмы нач. 12 в.: собор Георгия Юрьева мон. (1119), Рождественский собор Антониева мон. (1117—19); ц. Николы на Ярославском дворище (1113) — своими размерами и монумент. обликом близки храмам Киев. Руси. Тип церквей периода феод. раздробленности (со 2-й пол. 12 в.) — это небольшой кубический в плане, одноглавый, 4-столпный храм (ц. Георгия в Ст. Ладоге; ц. Петра и Павла на Синичьей горе в Новгороде, 1185—92; ц. Спаса на Нередице, 1198).

В 13—14 вв. продолжает развиваться тот же тип храмов (одноглавый, 4-столпный, 3-х, а чаще всего 1-апсидный, часто понижены), но появляется трехлопастное завершение фасадов (ц. Николы на Липне, 1292; ц. Спаса на Ковалеве, 1345; ц. Успения на Волотовом поле, 1352, разрушена в 1941), а в 14 в. усиливается роль декор. элементов в экстерьере (ц. Федора Стратилата, 1360—61; ц. Спаса на Ильине улице, 1374): покрытие по многолопастной арке декор. орнаментом по верху барабана и апсиды. В ц. Спаса на Ильине ул. декор усилен "нишками", "бровками", розетками, "поясками", изображениями крестов. 2-я пол. 14 в. — ярчайший расцвет Новгород. зодчества, памятники этого времени — классич. образцы Новгород. архитектуры. С кон. 14 в. — снижение творч. активности.

В 15 в. приемы стандартизуются (ц. Петра и Павла в Кожевниках, 1406). С сер. 15 в. появляется нарочитый архаизм, поворот к старым формам и традициям 12 в. — своеобразная оппозиция новгородцев нарастающему влиянию Москвы, напоминания о Новгород. независимости (ц. Воскресения на Мячине, 1465), гражд. постройки сер. века при владыке Евфимии — "Грановитая палата" 1433 в новгородском кремле, Часозвоня 1433, там же.

Одноврем. с зодчеством формируется новг. школа монумент. иск-ва, отличающаяся экспрессивностью и суровостью, соединенными с лаконизмом выражения, иногда аскетизмом, выразительностью, мужественностью, энергией ликов (фрески ц. Благовещения в Аркажах). Тонкая графич. плоскостная манера — в многокрасочных росписях, в к-рых силуэт полностью подчинен плоскости стены — в ц. Георгия в Ст. Ладоге (80-е гг. 12 в.). "Подлинной энциклопедией древнерусского иск-ва" (В. Н. Лазарев) являются фрески Спаса на Нередице (1198, разрушена в 1941), одного из крупнейших ср.-век. живописных ансамблей Европы: это иск-во подлинно монументальное, торжеств., величавого ритма, вневрем. характера; тяж. фигуры с застывшим взглядом широко открытых глаз; композиции сплошным ковром устилают стены собора, колорит напряженный; гл. место занимает "Страшный Суд" (зап. стена, часть юж. и сев. нефа) с передачей сцен мучений в аду и определ. соц. направленностью. Участвовали неск. мастеров.

Расцвет Н. Ш. связан со 2-й пол. 14 в. (как и в зодчестве) — со временем работы в Новгороде Феофана Грека, расписавшего здесь ц. Спаса Преображения на Ильине улице (1374). Под его влиянием (м. б., в 70-е гг.) исполнены росписи ц. Федора Стратилата местными мастерами, ц. Успения на Волотовом поле (ок. 90-х гг. 14 в.). Экспрессивная, стремит. манера письма Ф. Грека отвечала свободному и смелому почерку Новгород. мастеров. Др. направление, линеарно-графич., берущее начало в ладожской ц. Георгия, найдет свои модификации в росписях церквей на Ковалеве (1380) и Рождества на кладбище (80—90-е гг. 14 в.).

Икона Новгородской школы. Никита, побивающий змия. 15 в.

Икона Новгородской школы. Никита, побивающий змия. 15 в.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Новгородская школа древнерусского искусства" в других словарях:

  • НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА — (2 я треть 12 нач. 16 вв.) одна из главных школ древнерусского искусства. Памятникам зодчества новгородской школы (Софийский собор, 1045 50; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов. Демократизм… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Новгородская школа —         одна из наиболее значительных школ древнерусского искусства в XII XV вв., сложившаяся в Новгороде и его владениях в период феодальной раздробленности. Свойственные новгородской школе особая полнокровность, конкретность, энергичный… …   Художественная энциклопедия

  • Новгородская школа — (вторая треть XII  начало XVI вв.), одна из главных школ древнерусского искусства. Памятникам зодчества Новгородской школы (Софийский собор, 1045 50; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объёмов.… …   Энциклопедический словарь

  • Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Древнерусское искусство — средневековый период истории русского искусства, продолжавшийся со времени образования государства Киевская Русь до петровских реформ (9 17 вв.). Возникло в результате слияния традиций восточно славянского языческого искусства и византийской… …   Художественная энциклопедия

  • Русская иконопись — Андрей Рублев. Троица. 1411 г. или 1425 27 гг. Русская иконопись  развивавшеес …   Википедия

  • Русские иконы — Андрей Рублев. Троица. 1411 г. или 1425 27 гг. Русская иконопись христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века Крещением Руси. Являлась центральной частью древнерусской культуры… …   Википедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР. В составе СССР. Искусство РСФСР, занимающей большую часть территории Советского Союза, включает ряд национальных художественных культур, ведущей среди которых является русская. В тесном взаимодействии с ней развиваются культуры… …   Художественная энциклопедия

  • ИСКУССТВО — первые памятники искусства, обнаруженные на территории России фигурки людей и животных из глины, дерева и рога, различные образцы гравировки на кости и камне, восходят к верхнему палеолиту. К эпохе мезолита и неолита (к 6 2 тыс. до н. э.)… …   Русская история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»